Arms
 
развернуть
 
620019, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 120
Тел.: (343)227-06-10, 231-69-89 (ф)
mail@ekboblsud.ru
620019, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 120Тел.: (343)227-06-10, 231-69-89 (ф)mail@ekboblsud.ru

Уважаемые граждане!

Вы можете обратиться в суд с заявлением за электронным исполнительным листом 📝(ЭИЛ)

Исполнительный лист в электронной форме имеет одинаковую юридическую силу с бумажным исполнительным листом, но при этом обладает рядом преимуществ:

Суд оперативно направляет ЭИЛ в службу судебных приставов ФССП
ЭИЛ не потеряется в процессе передачи
Минимальна вероятность допущения ошибок в ЭИЛ
⚡ Суд самостоятельно направит электронный исполнительный документ в нужное подразделение службы судебных приставов.
Виртуальный музей суда

Судебные уведомления в

Получайте судебные уведомления в личном кабинете на Госуслугах

Преимущества

  • Моментальное получение уведомления после отправки судом
  • Уведомление не потеряется и всегда будет доступно в Госуслугах
  • Не нужно тратить время на получение уведомления в отделении Почты России

Как настроить получение уведомлений?

  • Зайдите в настройки Госпочты в Госуслугах
  • Включите подписку на Суды
Иллюстрация уведомлений

Отсканируйте QR-код для быстрого перехода к разделу настроек ГОСПОЧТЫ

Уважаемые граждане!
Информируем вас о временных технических неполадках в модуле "Электронное правосудие" портала ГАС "Правосудие".
В связи с этим, процессуальные документы поступают в суд с задержкой.
 
Для оперативной передачи срочных документов просим вас использовать альтернативные средства связи.
СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Решение по гражданскому делу - апелляция
Печать решения

Дело № 33-6752/2024

№2-420/2024

УИД 66RS0044-01-2023-001942-06

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.05.2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 25.04.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Локтина А.А.

судей

Абрашкиной Е.Н.,

Ильиной О.В.,

при ведении протокола помощником судьи Гориной В.Л., рассмотрела в помещении суда в порядке апелляционного производства в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Ледневой Татьяны Владимировны, Белоусовой Татьяны Николаевны, Дружинина Даниила Викторовича, Бажиной Любови Федоровны, Попова Валерия Вениаминовича, Копыла Александра Геннадьевича, Филатовой Альбины Ароновны к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью «Даниловское» (ИНН 6625052243) на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 24.01.2024.

Заслушав доклад судьи Абрашкиной Е.Н., объяснения представителя ответчика, судебная коллегия

установила:

истцы обратились в суд с иском к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее Фонд), в котором с учетом уточнений от 22.01.2024 просили обязать ответчика обеспечить в срок до 31.12.2024 проведение ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения многоквартирного дома по адресу: <адрес> <адрес>. В случае неисполнения решения суда взыскать с ответчика неустойку за неисполнение решения суда в размере 500 руб. за каждый день просрочки в пользу каждого из истцов.

В обоснование иска указано, что истцы являются собственниками квартир в доме по адресу: <адрес> (далее спорный дом, МКД). Указанный МКД включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 – 2044 годы, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от <дата> <№>-ПП со сроком проведения капитального ремонта (ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, разработку проектной документации на проведение капитального ремонта, строительный контроль) в 2021 – 2023 годах. Под номером <№> данный дом включен в Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021 - 2023 годы на территории Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 03.09.2020 N 607-ПП, с указанием на то, что плановой датой завершения работ является 2022год.

Исходя из ответа от 07.02.2023 Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в период 2021-2023 годов по данному дому должен быть проведен капитальный ремонт, включающий в себя следующие виды работ:

-ремонт крыши;

-ремонт фасада;

-ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения;

-ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

-разработка проектной документации на проведение капитального ремонта;

-услуги по строительному контролю, проводимому в процессе оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ

Однако по итогам электронного аукциона <№> отношении спорного дома будет проводиться капитальный ремонт, включающий в себя следующие виды работ: ремонт фасада, ремонт системы теплоснабжения, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, ремонт крыши.

То есть, работы по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения по данному дому были исключены, тогда как произвольное сокращение перечня работ по капитальному ремонту законом не предусмотрено.

Собственники помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Региональный оператор капитального ремонта не может быть освобожден отобязанности обеспечить проведение капитального ремонта в сроки, которые предусмотрены региональной программой.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ООО «Даниловское», являющееся управляющей компанией МКД.

Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 24.01.2024 исковые требования оставлены без удовлетворения.

Отказывая в иске, суд исходил из того, что региональный оператор не вправе самостоятельно определять сроки и виды работ по капитальному ремонту. Он обязан выполнять свои обязанности в те сроки и объемы, которые установлены постановлением Правительства Свердловской области.

С решением не согласилось третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Даниловское», принесло на него апелляционную жалобу, в которой просило решение Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга от 24.01.2024 отменить, иск удовлетворить, возложить на Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области обязанность обеспечить в срок до 31.12.2024 проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения многоквартирного дома по адресу <адрес>.

В доводах жалоба указано, что суд при вынесении решения не учел положения ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так суд не учел, что среди принятых в Свердловской области нормативных актов определяющее значение имеет Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, которой определены объём и сроки проведения капитального ремонта в отношении многоквартирного дома истцов, при том, что иные принимаемые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления правовые акты должны соответствовать региональной программе капремонта, в том числе, указанные в них сроки должны находиться в пределах установленного программой периода, равно как и объем включенных в них работ.

Региональной программой в редакциях, действовавших как в период обращения с иском, так и в настоящее время, в отношении многоквартирного дома истцов (строка <№>) установлен срок реализации программы 2021 - 2023 годы, при этом в объём работ включены: ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта, строительный контроль.

Необходимость капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей в полном объеме (теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) по спорному дому подтверждается, проведенным в 2021 году ООО «ТермоТехника» обследованием, с составлением технического заключения, ведомостей объемов работ и разработкой проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта, при этом иной срок капремонта (2042 - 2044 годы) установлен региональной программой только в отношении одной внутридомовой инженерной системы - системы газоснабжения, то есть региональной программой предусмотрено, что капитальный ремонт многоквартирного дома истцов должен быть произведён в отношении всех внутридомовых инженерных систем за исключением системы газоснабжения не позднее 2023 года.

В период рассмотрения дела 2023 год истек, однако проведение ответчиком капремонта в объёме, установленном программой, в нарушение ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации не обеспечено.

Также суд не учел, что краткосрочные планы могут либо конкретизировать сроки проведения отдельных работ по капремонту в пределах сроков установленных программой, но не сдвигать их за установленные программой временные рамки начала и окончания ремонта (ч. 7 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На момент принятия решения суда ни объем работ, ни сроки, утвержденные региональной программой, не были изменены (перенесены на более поздний период).

В связи с этим в принимаемых правовых актах соответствующие органы власти были вправе определить, какие из предусмотренных региональной программой работ планируются к выполнению в пределах, установленных в региональной программе, но не позднее.

Кроме того названные органы не вправе произвольно исключать какие-либо работы в отношении общего имущества, подлежащего капитальному ремонту.

Таким образом, судом не учтены разъяснения, содержащиеся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», согласно которым, если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он, в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).

Также в силу ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации недостаточность средств фонда капитального ремонта, равно как и отсутствие краткосрочных планов реализации региональной программы, обеспечивающих своевременное выполнение всех необходимых (предусмотренных программой) видов работ, также не являются основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.

Установленный Законом Свердловской области от 19.12.2013 № 127-03 «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах также не предусматривает оснований для освобождения регионального оператора от исполнения возложенных на него ч.1 ст.182 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ссылка суда в обоснование отказа в иске на то обстоятельство, что ответчик не вправе самостоятельно определять сроки и виды работ по капитальному ремонту, а обязан выполнять свои обязанности в те сроки и объемы, которые установлены нормативными актами, не соответствует пп. 3 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, то есть именно судебное решение об удовлетворении иска позволит ответчику исполнить обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта в установленный судебным актом, а не самостоятельно определенном ответчиком, срок - до 31.12.2024, который отвечает критериям разумности и исполнимости.

Иной подход означал бы признание судом правомерности произвольного игнорирования региональной программы, определяющей объём обязанностей ответчика по обеспечению своевременного капитального ремонта в отношении конкретного многоквартирного дома (ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, отсутствие в региональной программе каких-либо работ в отношении спорного имущества после 2023 года означает отсутствие у ответчика обязанности (и даже права) по проведению такого ремонта в силу приведенных требований ч. 7 ст. 167 и ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым руководящим нормативным документом для ответчика, определяющим объемы и сроки, является именно региональная программа, но не любые иные нормативные акты, в том числе, несоответствующие программе краткосрочные планы.

Указанный довод не противоречит позиции, неоднократно выраженной в обзорах недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, согласно которой выполнение и оплата работ, включенных в краткосрочный план, но отсутствующих в региональной программе капремонта отнесены к «системным нарушениям» (например, письма Казначейства России от 31.10.2022 № 07-04-05/21-27186, от 31.05.2022 № 07-04-05/21-13265).

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Фонд просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

ООО «Даниловское» заявило ходатайство, в котором просит приостановить производство по рассмотрению апелляционной жалобы ООО «Даниловское» на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 24.01.2024 до рассмотрения административного дела № За-621/2024 по административному исковому заявлению Белоусовой Татьяны Николаевны о признании недействующей с момента вступления в законную силу решения суда строки <№> Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2053 годах, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП, в редакции постановления Правительства Свердловской области от 15.02.2024 № 77 в части установленного на 2024-2026 годы планового периода капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в отношении ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, внутридомовых инженерных систем водоотведения, строительного контроля.

Представитель Фонда в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал письменные возражения и просил отказать в приостановлении производства по делу ввиду отсутствия оснований.

В суд апелляционной инстанции явились лица, поименованные во вводной части определения. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом и своевременно, в том числе посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет: http://www.ekboblsud.ru, которая доступна для всех участников судебного разбирательства.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при установленной явке.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд руководствовался ч.1 ст.167, ст.168, ч.ч.1,2 ст.178, ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 19 Закона Свердловской области от 19.12.2013 №127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области», Правительством Свердловской области принято Постановление от 10.08.2023 №576-ПП, которым утвержден Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2024 -2026 годы на территории Свердловской области и исходил из того, что Фонд является одним из исполнителей Региональной программы и организует работы по капитальному ремонту, основываясь на ее содержании. Дом истцов включен в Региональную программу и в соответствии с Краткосрочным планом реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021-2023 годы, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 03.09.2020 №607-ПП в нем запланировано проведение капитального ремонта в 2023 году. Фонд организовал проведение капитального ремонта общего имущества в доме в 2023 году в соответствии с Региональной программой и Краткосрочным планом реализации Региональной программы. Капитальный ремонт инженерных систем электроснабжения, водоотведения, холодного и горячего водоснабжения в доме в 2024 году не предусмотрен. Капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения в доме по адресу: <адрес> <адрес> установлен на 2025 год, при этом актуализация Региональной программы происходит в таком же порядке, в котором осуществляется ее подготовка и утверждение, с соблюдением процедур, установленных Порядком проведения мониторинга технического состояния дома. Областные краткосрочные программы на 2021-2023 годы и на 2024-2026 годы утверждены равнозначными правовыми актами, которым также утверждается Региональная программа – постановлением Правительства Свердловской области.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку суд первой инстанции, разрешая иск с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства имеющие значение для дела судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрении дела не допущено.

Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014
№306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы.

Приложением к Региональной программе капитального ремонта является перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах.

Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru 29.04.2014.

В качестве регионального оператора на территории Свердловской области создан Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области создан Указом Губернатора Свердловской области от 16.08.2013 № 444 УГ.

Согласно ст. 1 Закона Свердловской области от 19.12.2013 №127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» настоящим Законом в соответствии с федеральным законом регулируются отдельные отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области.

Статьей 3 Закона определено, что к полномочиям Правительства Свердловской области отнесено утверждение в порядке, установленном настоящим Законом, региональной программы капитального ремонта и краткосрочные планы ее реализации.

В силу положений ч. 9 ст. 2 данного Закона региональный оператор - специализированная некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, создаваемая Свердловской областью в соответствии с федеральным законом в организационно-правовой форме фонда.

Виды капитального ремонта и сроки их выполнения в МКД конкретизируются в утверждаемых Правительством Свердловской области краткосрочных планах реализации Региональной программы (далее - Областные КСП), поэтому помимо самой Региональной программы Фонд при организации капитального ремонта МКД руководствуется Областными КСП.

Правительство Свердловской области 10.08.2023 приняло постановление № 576-ПП (опубликовано 11.08.2023 на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (http://www.pravo.gov66.ru/), которым утвержден Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2024-2026 годы на территории Свердловской области (далее - Областной КСП на 2024-2026 г.г.).

Согласно Областному КСП на 2024-2026 г.г. капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения в МКД установлен на 2025 год. Указанным правовым актом Свердловской области помимо перечня работ и услуг по капитальному ремонту в отношении Дома утверждены предельные стоимости данных видов ремонта.

Постановлением Правительства Свердловской области от 15.02.2024 № 77-ПП Региональная программа была актуализирована, в том числе, в части сроков проведения капитального ремонта МКД и перечни работ и услуг по капитальному ремонту.

В соответствии с п. 9500 4 приложения к Региональной программе, в ее действующей редакции, в отношении МКД предусмотрены: в 2021-2023 г.г. разработка проектной документации на проведение капитального ремонта, ремонт крыши, фасада, подвальных помещений, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, оказание услуг строительного контроля, в 2024-2026 г.г.: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, оказание услуг строительного контроля, в 2042-2044 г.г.: ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения, оказание услуг строительного контроля.

Таким образом, поскольку до настоящего времени указанные нормативные акты являются действующими, не отменены и не признаны не законными в судебном порядке, оснований для удовлетворения иска не имелось.

Также судебная коллегия не находит оснований для приостановления производства по делу, поскольку сам по себе факт «строки региональной программы» не является основанием для приостановления производства по настоящему делу, при этом в случае признания незаконным нормативного акта в части объема и сроков выполнения работ, у Фонда возникнет обязанность по выполнению региональной программы с учетом изменений.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, аналогичны процессуальной позиции третьего лица в суде первой инстанции и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не находит. Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

ходатайство о приостановлении производства по делу оставить без удовлетворения.

Решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 24.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью «Даниловское» - без удовлетворения.

Председательствующий Локтин А.А.

Судьи Абрашкина Е.Н.

Ильина О.В.

Уважаемые граждане!

Вы можете обратиться в суд с заявлением за электронным исполнительным листом 📝(ЭИЛ)

Исполнительный лист в электронной форме имеет одинаковую юридическую силу с бумажным исполнительным листом, но при этом обладает рядом преимуществ:

Суд оперативно направляет ЭИЛ в службу судебных приставов ФССП
ЭИЛ не потеряется в процессе передачи
Минимальна вероятность допущения ошибок в ЭИЛ
⚡ Суд самостоятельно направит электронный исполнительный документ в нужное подразделение службы судебных приставов.
Виртуальный музей суда

Судебные уведомления в

Получайте судебные уведомления в личном кабинете на Госуслугах

Преимущества

  • Моментальное получение уведомления после отправки судом
  • Уведомление не потеряется и всегда будет доступно в Госуслугах
  • Не нужно тратить время на получение уведомления в отделении Почты России

Как настроить получение уведомлений?

  • Зайдите в настройки Госпочты в Госуслугах
  • Включите подписку на Суды
Иллюстрация уведомлений

Отсканируйте QR-код для быстрого перехода к разделу настроек ГОСПОЧТЫ