ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 66RS0001-01-2024-004000-07 |
Дата поступления | 12.03.2025 |
Номер протокола об АП | - |
Судья | Филиппова Юлия Анатольевна |
Дата рассмотрения | 16.04.2025 |
Результат рассмотрения | Вынесено решение по существу |
Результат в отношении постановления | Оставлено без изменения |
Результат в отношении решения по жалобе на постановление | Оставлено без изменения |
Номер здания, название обособленного подразделения | Свердловский областной суд |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Департамент лесного хозяйства |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Материалы переданы в производство судье | 27.03.2025 | 12:37 | 27.03.2025 | ||||||
Судебное заседание | 16.04.2025 | 09:30 | 4 этаж зал № 15 | Вынесено решение по существу | 28.03.2025 | ||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 18.04.2025 | 15:00 | 18.04.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | Перечень статей | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | |||
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО | Иванов Евгений Иванович | ст.8.32 ч.3 КоАП РФ | |||||||
Прокурор | Паргоненко С.Г. |
дело № 72-703/2025
УИД: 66RS0001-01-2024-004000-07
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург 16 апреля 2025 года
Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Иванова Е.И. на постановление заместителя старшего государственного инспектора – заместителя начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу от 9 апреля 2024 года № 05/ЦА-04/06/2023-ВПТГ/2 и решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 11 февраля 2025 года № 12-55/2025, вынесенные в отношении Иванова Евгения Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
обжалуемым постановлением должностного лица Иванову Е.И. за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом применения положений ч. 2 ст. 4.4. названного кодекса назначено административное наказание в виде штрафа в размере 60000 рублей за несоблюдение требований Правил пожарной безопасности в лесах в период особого противопожарного режима.
По результатам рассмотрения жалобы постановление должностного лица изменено решением судьи районного суда, размер назначенного наказания снижен до 40000 рублей на основании ч. 2.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе Иванов Е.И. просит отменить состоявшиеся решения и прекратить производство по делу, считая недоказанным состав административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобу, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Согласно ст. 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации Леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам).
Защита осуществляется, в том числе посредством предупреждения распространения вредных организмов, которое в соответствии со ст. 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации включает в себя проведение профилактических мероприятий по защите лесов.
Указанными мероприятиями обеспечивается санитарная безопасность в лесах, правила соблюдения которой устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года № 2047 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» (далее - Правила) установлено, что при оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней лицам, осуществляющим рубку лесных насаждений, необходимо принять меры по защите ее от заселения стволовыми вредителями.
Хранение в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины в соответствии с приложением № 3 Правил в Западно-Сибирском подтаежно-лесостепном районе в период с 15 апреля 2023 года по 15 сентября 2023 года запрещено.
Требованиями п. 24 Правил установлено, что заготовленная древесина, заселенная стволовыми вредителями, до их вылета должна быть обработана пестицидами, включенными в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (далее - пестициды), или окорена (кора измельчается или сжигается с соблюдением утвержденных в установленном порядке правил пожарной безопасности в лесах). При заселении заготовленной древесины стволовыми вредителями, в отношении которых применение мер защиты малоэффективно или невозможно, необходимо обеспечить вывоз этой древесины из леса в 5-дневный срок со дня обнаружения заселения.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки на территории Тюменского лесничества Минобороны России на территории, расположенной в квартале № 4 выдел № 21 Богандинского участка лесничества Тюменской области, Тюменского района, пос. Богандинский п/о Сосновское уполномоченными должностными лицами выявлено хранение заготовленной древесины объемом 417,5 куб. м. в отношении которой не проведены мероприятия по предохранению от заселения стволовыми вредителями.
По результатам проведенной проверки составлены акты осмотра от 30 апреля 2023 года, 8 июня 2023 года, 15 июня 2023 года и справка от 5 мая 2023 года.
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения заместителем военного прокурора Тюменского гарнизона 19 июня 2023 года дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Тюменского лесничества Минобороны России Иванова Е.И.
Частью 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей;
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года №1614 (далее Правила №1614) единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 31 Правил № 1614 установлено, что складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии, а именно: 20 метров от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; 40 метров от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - 2 такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Постановлением Правительства Тюменской области от 31 марта 2023 года № 163-п «О введении особого противопожарного режима» в Тюменской области с 3 апреля 2023 года введен особый противопожарный режим.
Постановлением Губернатора Тюменской области от 7 мая 2023 года № 41 на территории Тюменской области введен режим чрезвычайной ситуации в связи с участившимися случаями возникновения пожаров.
Из материалов дела усматривается, что 30 апреля 2023 года помощником военного прокурора Тюменского гарнизона осуществлено патрулирование на территории Тюменского лесничества Министерства обороны России (Богандский участок, квартала 1-39), в результате патрулирования зафиксирован факт хранения заготовленной древесины, в отсутствие площадок хранения древесины, соответственно складирование древесины произведено без организации противопожарной минерализованной полосы, без соблюдения требуемого расстояния от прилегающего леса, отсутствует адресная электрическая пожарная сигнализация с ручными пожарными извещателями. По данному обстоятельству составлены акты патрулирования лесов № 14-ТмЛ/2023 от 30 апреля 2023 года, № 31-ТмЛ/2023 от 15 июня 2023 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются достаточной совокупностью доказательств имеющихся в материалах дела, а также исследованным в судебном заседании подлинником административного материала, в том числе: представлением Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений от 11 июля 2023 года № 05/ЦА-04/06/2023-ВПТГ; рапортами должностных лиц; актами патрулирования лесов № 14-ТмЛ/2023 от 30 апреля 2023 года, № 31-ТмЛ/2023 от 15 июня 2023 года; определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении; фотоматериалами, а также иными доказательствами по делу, получившими свою оценку должностным лицом и судьей районного суда на полноту, относимость и допустимость.
Приказом начальника ФГКУ «УЛХиП» от 19 апреля 2017 года № 28-к на должность врио начальника Тюменского Лесничества Минобороны России назначен Иванов Е.И. В последующем приказом начальника ФГКУ «УЛХиП» от 26 ноября 2020 года № 162-к Иванов Е.И. назначен на должность начальника Тюменского Лесничества Минобороны России.
Согласно п.п. 1.2, 2.1, 2.5, 2.14, 2.18, 2.20, 2.22, 4.2 должностной инструкции начальника лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП» Иванов Е.И. является руководителем и на него возложены обязанности по осуществлению руководства вверенного учреждения, в том числе финансово-хозяйственной деятельностью, в пределах предоставленных полномочий осуществлению контроля за состоянием, пользованием, охраной и защитой лесов в границах Тюменского лесничества, обеспечению сохранности материальных ценностей, находящихся на балансе Тюменского лесничества Минобороны России, контролю проведения лесопатологического обследования участков, поддержанию должного санитарного состояния лесов, контролю мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотрена ответственность, в том числе административная.
Таким образом, с учетом ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений должностной инструкции Иванов Е.И является надлежащим субъектом административной ответственности, поскольку ненадлежащим образом исполнил свои служебные обязанности,
Доводы жалобы, о том, что складирование заготовленной древесины осуществлено предыдущим начальником лесничества, поэтому Иванов Е.И. не является субъектом административной ответственности, отклоняются.
Так, из характера объективной стороны правонарушения следует, что правонарушение в силу ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является длящимся, которое выявлено 15 июня 2023 года, то есть на момент выявления правонарушения Иванов Е.И. являлся начальником Тюменского Лесничества Минобороны России и обязан был при вступлении на занимаемую должность предпринять все меры по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима и правил санитарной безопасности в лесах.
По факту выявленного правонарушения, в отношении Иванова Е.И вынесено постановление о назначении административного наказания, которое отвечает требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья обоснованно установили вину Иванова Е.И. в совершении административного правонарушения, его действиям дана верная юридическая оценка по ч. 1 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии вины Иванова Е.И. опровергаются материалами дела.
Оснований для признания представленных должностными лицами лесной охраны доказательств недопустимыми не имеется, поскольку они составлены должностными лицами, находившимися при исполнении служебных обязанностей, ранее с Ивановым Е.И. не знакомы, обстоятельств для оговора ими Иванова Е.И. не имеется.
Иные доводы жалобы Иванова Е.И. были предметом оценки судьи районного суда, и мотивированно отвергнуты в решении, а также сводятся к переоценке правильно установленных обстоятельств, были предметом рассмотрения, им дана надлежащая мотивированная оценка, поэтому основаниями к отмене судебного решения не являются. Оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не находит.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм действующего законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей допущены нарушения норм материального права и предусмотренные законом процессуальные требования.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьей районного суда обстоятельства выявленного нарушения в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а выводы должным образом мотивированы.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Размер административного наказания судьей районного суда при рассмотрении жалобы снижен Иванову Е.И. с учетом применения положений ч. 2.3 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопрос возможности применения требований ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исследовался при рассмотрении дела. Основания для применения данных положений ни должностное лицо, ни судья районного суда мотивированно не усмотрели.
Состав вмененного Иванову Е.И. административного правонарушения является формальным, наступление последствий не является обязательным его элементом, таким образом, их отсутствие не свидетельствует о возможности признания правонарушения малозначительным либо назначения наказания в виде предупреждения.
В силу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Обстоятельства настоящего дела не свидетельствуют о малозначительном характере допущенного нарушения. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима может повлечь неконтролируемое возгорание леса, и при несвоевременной локализации привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Создаваемая угроза от такого нарушения, выявленного в настоящем случае, носит существенный характер, что исключает как возможность применения положений о малозначительности, так замену административного штрафа на предупреждение в силу положений ст. ст. 4.1.1 и 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела судьей районного суда дело проверено в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, вынесены законные решения.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены состоявшихся по делу решений не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя старшего государственного инспектора – заместителя начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу от 9 апреля 2024 года № 05/ЦА-04/06/2023-ВПТГ/2 и решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 11 февраля 2025 № 12-55/2025, вынесенные в отношении Иванова Евгения Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда Ю.А. Филиппова
