
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 декабря 2024 года
|
УИД 66RS0044-01-2023-001942-06 Дело № 33-19727/2024 (№ 2-420/2024) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
|
г.Екатеринбург |
06 декабря 2024 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
|
председательствующего |
Ильиной О.В. |
|
судей |
Максимовой Е.В. |
|
Абрашкиной Е.Н. |
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Култаевой Е.Б. рассмотрела в помещении суда в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Ледневой Татьяны Владимировны, Белоусовой Татьяны Николаевны, Дружинина Даниила Викторовича, Бажиной Любови Федоровны, Попова Валерия Вениаминовича, Копыла Александра Геннадьевича, Филатовой Альбины Ароновны к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о возложении обязанности,
поступившее по апелляционной жалобе третьего лица ООО «Даниловское» на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 24.01.2024.
Заслушав доклад судьи Максимовой Е.В., объяснения представителя третьего лица ООО УК «Даниловское», представителя истца Белоусовой Т.Н. – Доровских А.Ю., представителя ответчика Литвинова А.А., судебная коллегия
установила:
Леднева Т.В., Белоусова Т.Н., Дружинин Д.В., Бажина Л.Ф., Попов В.В., Копыл А.Г., Филатова А.А. обратились в суд с иском к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее – Фонд, Региональный оператор), в котором с учетом уточнений, просили обязать ответчика обеспечить в срок до 31 декабря 2024 года проведение ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в случае неисполнения решения суда взыскать с ответчика неустойку за неисполнение решения суда в размере 500 руб. за каждый день просрочки в пользу каждого из истцов.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются собственниками квартир в доме по адресу: <адрес>. Указанный многоквартирный дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утв. постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП со сроком проведения капитального ремонта (ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, разработку проектной документации на проведение капитального ремонта, строительный контроль) в 2021 - 2023 годах. Под номером 1495 данный дом включен в Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021 - 2023 годы на территории Свердловской области, утв. постановлением Правительства Свердловской области от 03 сентября 2020 года № 607-ПП, с указанием на то, что плановой датой завершения работ является 2022 год. Исходя из ответа от 07 февраля 2023 года Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в период 2021-2023 годов по данному дому должен быть проведен капитальный ремонт, включающий в себя следующие виды работ: ремонт крыши; ремонт фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; разработка проектной документации на проведение капитального ремонта; услуги по строительному контролю, проводимому в процессе оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ. Однако по итогам электронного аукциона в отношении спорного дома будет проводиться капитальный ремонт, включающий в себя следующие виды работ: ремонт фасада, ремонт системы теплоснабжения, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, ремонт крыши. Работы по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения по данному дому были исключены, тогда как произвольное сокращение перечня работ по капитальному ремонту законом не предусмотрено. Собственники помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Региональный оператор капитального ремонта не может быть освобожден от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта в сроки, которые предусмотрены региональной программой.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 24 января 2024 года постановлено:
исковые требования Ледневой Т.В., Белоусовой Т.Н., Дружинина Д.В., Бажиной Л.Ф., Попова В.В., Копыла А.Г., Филатовой А.А. к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о возложении обязанности – оставить без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, третье лицо ООО «Даниловское», подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, иск удовлетворить, возложить на Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области обязанность обеспечить в срок до 31 декабря 2024 года проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения многоквартирного дома по адресу <адрес>.
В обоснование указано, что суд при вынесении решения не учел положения ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Среди принятых в Свердловской области нормативных актов определяющее значение имеет Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, иные принимаемые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления правовые акты должны соответствовать региональной программе, в том числе, указанные в них сроки должны находиться в пределах установленного программой периода, равно как и объем включенных в них работ.
Указывает, что Региональной программой, в редакциях, действовавших как в период обращения с иском, так и в настоящее время, в отношении многоквартирного дома истцов (строка 18876) установлен срок реализации программы 2021 - 2023 годы, при этом в объём работ включены: ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта, строительный контроль.
Необходимость капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей в полном объеме (теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) по спорному дому подтверждается, проведенным в 2021 году ООО «ТермоТехника» обследованием, с составлением технического заключения, ведомостей объемов работ и разработкой проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта, при этом иной срок капремонта (2042 - 2044 годы) установлен региональной программой только в отношении одной внутридомовой инженерной системы - системы газоснабжения.
В период рассмотрения дела 2023 год истек, однако проведение ответчиком капитального ремонта в объёме, установленном программой, в нарушение ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации не обеспечено.
Также суд не учел, что краткосрочные планы могут либо конкретизировать сроки проведения отдельных работ по капремонту в пределах сроков установленных программой, но не сдвигать их за установленные программой временные рамки начала и окончания ремонта.
На момент принятия решения суда ни объем работ, ни сроки, утвержденные региональной программой, не были изменены (перенесены на более поздний период).
Судом не учтены разъяснения, содержащиеся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», согласно которым, если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он, в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).
Ссылка суда в обоснование отказа в иске на то обстоятельство, что ответчик не вправе самостоятельно определять сроки и виды работ по капитальному ремонту, а обязан выполнять свои обязанности в те сроки и объемы, которые установлены нормативными актами, не соответствует пп. 3 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, то есть именно судебное решение об удовлетворении иска позволит ответчику исполнить обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта в установленный судебным актом, а не самостоятельно определенном ответчиком, срок - до 31 декабря 2024 года, который отвечает критериям разумности и исполнимости.
Иной подход означал бы признание судом правомерности произвольного игнорирования региональной программы, определяющей объём обязанностей ответчика по обеспечению своевременного капитального ремонта в отношении конкретного многоквартирного дома (ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, отсутствие в региональной программе каких-либо работ в отношении спорного имущества после 2023 года означает отсутствие у ответчика обязанности (и даже права) по проведению такого ремонта в силу приведенных требований ч. 7 ст. 167 и ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым руководящим нормативным документом для ответчика, определяющим объемы и сроки, является именно региональная программа, но не любые иные нормативные акты, в том числе, несоответствующие программе краткосрочные планы.
Указанный довод не противоречит позиции, неоднократно выраженной в обзорах недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, согласно которой выполнение и оплата работ, включенных в краткосрочный план, но отсутствующих в региональной программе капремонта отнесены к «системным нарушениям» (например, письма Казначейства России от 31 декабря 2022 года № 07-04-05/21-27186, от 31 мая 2022 года № 07-04-05/21-13265).
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Фонд просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 апреля 2024 года решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 24 января 2024 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Даниловское» - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 сентября 2024 года постановлено:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 апреля 20204 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Представитель третьего лица ООО УК «Даниловское», истца Белоусовой Т.Н. – Доровских А.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Литвинов А.А. поддержал решение суда первой инстанции.
Истцы Бажина Л.Ф., Белоусова Т.Н., Дружинин Д.В., Копыл А.Г., Леднева Т.В., Попов В.В., Филатова А.А., представитель третьего лица Правительства Свердловской области в судебное заседание не явились, ходатайств не представили.
Изучив материалы дела, заслушав представителей, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, не оспаривается лицами, участвующим в деле, что истцы являются собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, управление указанным домом многоквартирным домом осуществляет третье лицо ООО «Даниловское».
Формирования фонда капитального ремонта указанного многоквартирного дома осуществляется на счете регионального оператора (пункт 2 части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Нуждаемость в проведении работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей многоквартирного дома по адресу: <адрес>, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Разрешая требования истцов об обязании ответчика обеспечить в срок до 31 декабря 2024 года проведение ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения многоквартирного дома по адресу: <адрес>, указав, что Региональный оператор не вправе самостоятельно определять сроки и виды работ по капитальному ремонту, он обязан выполнять свои обязанности в те сроки и объемы, которые установлены нормативными актами, суд первой инстанции не нашел каких-либо нарушений прав истцов со стороны ответчика, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд, приходя к указанному выводу, руководствовался тем, что Правительство Свердловской области 10 августа 2023 года приняло постановление № 576-ПП, которым утвержден Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2024-2026 годы на территории Свердловской области (далее - Областной КСП на 2024-2026 г.г.), согласно которому капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения в доме по адресу: <адрес> установлен на 2025 год. Суд указал, что до наступления этого срока Фонд не вправе организовывать и финансировать выполнение каких-либо работ за счет средств фонда капитального ремонта.
Судебная коллегия усматривает основания для отмены решения суда.
Из ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Из ч. 7 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Суд первой инстанции, приходя в решении от 24 января. 2024 года к выводу об отказе истцам в удовлетворении исковых требований, руководствовался тем, что Областной КСП на 2024-2026, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 10 августа 2023 года № 576-ПП, капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения в доме по адресу: <адрес> установлен на 2025 год.
Вместе с тем из приведенных правовых норм следует, что путем принятия краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта не предусмотрено изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также исключение из предусмотренных региональной программой в определённые периоды видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах
Суд не учел, что краткосрочные планы могут конкретизировать сроки проведения отдельных работ по капремонту в пределах сроков установленных программой, но не сдвигать их за установленные программой временные рамки начала и окончания ремонта (ч. 7 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В период принятия решения судом первой инстанции (24 января 2024 года) действовала Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, в редакции постановления Правительства Свердловской области от 11.11.2021 N 757-ПП, согласно которой в отношении дома по адресу <адрес>, Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества включал: ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, разработку проектной документации на проведение капитального ремонта, строительный контроль, установлен плановый период проведения капитального ремонта 2021 - 2023 годы (строка 18876).
Таким образом, в период рассмотрения судом требований истцов (24 января 2024 года) работы по ремонту внутридомовых инженерных систем не проводились (кроме теплоснабжения), сроки их проведения истекли, соответственно у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований истцов о проведении таких работ.
Ссылка в возражениях ответчика на апелляционную жалобу истца на обстоятельство того, что после принятия решения суда 24 января 2024 года Региональная программа была актуализирована постановлением Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 года № 77-ПП, в том числе, в части сроков проведения капитального ремонта МКД и перечня работ и услуг по капитальному ремонту, а именно в соответствии с п. 9500 приложения к Региональной программе в 2024-2026 годах предусмотрен ремонт внутридомовых инженерных систем, не свидетельствует об обоснованности оспариваемого решения суда ввиду следующего.
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП (далее – Постановление № 306-ПП) утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы.
Приложением к Региональной программе является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 – 2044 годах (далее –Перечень).
В Региональную программу, включая Перечень, неоднократно вносились изменения.
Так, постановлением Правительства Свердловской области от 27 августа 2020 года № 578-ПП внесены изменения в Региональную программу: плановый период проведения капитального ремонта дома по адресу: <адрес> отношении спорных работ перенесён на 2021-2023 годы (строка 18023).
Постановлением Правительства Свердловской области от 11 ноября 2021 года № 757-ПП плановый период проведения капитального ремонта в отношении Дома в отношении спорных работ определен на 2021-2023 годы (строка 18876).
Постановлением Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 года № 77-ПП внесены изменения в Региональную программу: плановый период проведения капитального ремонта в Дома в отношении спорных работ перенесён на 2024-2026 годы (строка 9500).
Согласно ч. 4 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: 1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; 2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; 3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; 5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 10 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области».
Вместе с тем, установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что решения о переносе периода проведения капитального ремонта в отношении многоквартирного дома по вышеуказанному адресу на более поздний срок общим собранием собственников дома не принималось.
Ни одно из обстоятельств, предусмотренных ч. 4 ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые могли являться основанием для переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, не установлено.
Вступившим в законную силу 16 июля 2024 года решением Свердловского областного суда от 4 июня 2024 года по административному делу №3а-624/2024 (т. 2 л. д. 19 оборот-24) признана недействующей с момента вступления в законную силу решения суда строка 9500 Перечня – Приложения к Региональной программе на 2015 - 2044 годы, утверждённого Постановлением № 306-ПП (в действующей редакции постановления Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 года № 77-ПП) в части указания планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> на 2024 - 2026 годы в отношении следующих видов работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, ремонт инженерных систем водоотведения, строительный контроль.
Таким образом, оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, для внесения изменений в Региональную программу, в части переноса срока ремонта внутридомовых инженерных систем дома, в котором расположены квартиры истцов, не имелось.
Кроме того, с 16 июля 2024 года признана недейтсвующей строка 9500 Перечня - Приложения к Региональной программе, утверждённого постановлением № 306-ПП в редакции постановления Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 года № 77-ПП, в части указания планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, на 2024 - 2026 годы.
Учитывая изложенное не являются основанием для отказа в удовлетворении требований истцов Областная КСП на 2024-2026 г.г., утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 10 августа 2023 года № 576-ПП, а также актуализированная постановлением Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 года № 77-ПП Региональная программа в отношении дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В настоящее время строка 9500 Перечня признана недействующей, сроки, установленные Региональной программой в редакции постановления Правительства Свердловской области от 11.11.2021 N 757-ПП, в отношении дома по адресу <адрес>, определяющие период проведения капитального ремонта 2021 - 2023 годы (строка 18876), истекли, ремонт внутридомовых инженерных систем, кроме теплоснабжения, не проведен.
В связи с изложенным судебная коллегия удовлетворяет требования истцов в части обязания Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области обеспечить проведение ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
К выполнению указанных работ Фонд должен приступить с момента вступления в законную силу настоящего судебного акта.
Оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем в срок до 31 декабря 2024 года не имеется, так как срок, который указывают истцы, является неисполнимым.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что общеправовой принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 05.02.2007 N 2-П); судебные акты должны быть исполнимы реально и безусловно.
То обстоятельство, что ответчик не обеспечил проведение ремонта внутридомовых инженерных систем в сроки, предусмотренные региональной программой, не влечет за собой в качестве последствия возложение на Фонд выполнение работ по обеспечению капитального ремонта в срок, заведомо неисполнимый, Региональный оператор в силу ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан провести последовательную работу в отношении конкретных видов работ.
Оснований для взыскания с ответчика в пользу каждого из истцов судебной неустойки, предусмотренной п. 1 ст.308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, судебная коллегия по настоящему спору не усматривает.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П, деятельность регионального оператора обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, собственники помещений в которых избрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. Данный способ, по смыслу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе пункта 4 части 1 его статьи 180 и части 1 статьи 182, предполагает наличие у собственников помещений в многоквартирных домах права требовать от регионального оператора проведения капитального ремонта общего имущества в этих домах в объеме и в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, а также финансирования расходов на капитальный ремонт.
Таким образом, решение суда от 24 января 2024 года подлежит отмене, исковые требования удовлетворению в части.
Руководствуясь ст.ст. 320, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 24 января 2024 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования удовлетворить в части.
Обязать Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области обеспечить проведение ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальных требований отказать.
|
Председательствующий |
О.В. Ильина |
|
Судьи |
Е.В. Максимова |
|
Е.Н. Абрашкина |


